Как убрать следы печати на 3D-фигурках: три шага к гладкой поверхности

Если я могу ужиться с видными линиями от печати, то многие из вас нет. Особенно портится вид кожи, что просто неприемлемо. Сегодня разберёмся, как максимально просто и безопасно для деталей довести 3D-печатную модель до гладкости, не прибегая к химии или дорогим эпоксидным заливкам. Все примеры — на основе моей работы Акали из League of Legends.


Почему появляются линии на 3D-печати

Это побочный эффект 3D-печати. Каждый слой пластика укладывается снизу-вверх. Особенно заметны эти ступеньки на наклонных поверхностях при FDM печати. Грудь, живот, плечи, лицо - чем круче угол — тем сильнее проявляются слои.

Нижние слои сразу после печати

Нижние слои сразу после печати

Шаг 1 — Первичная шлифовка: только там, где нужно

Нет смысла шлифовать всю модель. Это утомительно, да и легко повредить детали. Я обрабатываю наждачкой только самые заметные участки с большим наклоном, где линии печати буквально бросаются в глаза. Это могут быть нижняя часть груди, ягодицы, в данном случае - морда дракона.

Наждачка — зерно 120–400, двигаемся от грубого к более мягкому. Упростит вашу работу, если есть гравер с мягкой железной насадкой. Главное — не переборщить, не стереть текстуру, если она есть. Помните, что это САМЫЙ важный этап, потому убирайте все заусенцы и неровности сразу, а не после нанесения шпакли.

Нижние слои после шлифовки

Шаг 2 — Шпаклёвка и грунт

Два слоя шпаклёвки и 1-2 слоя грунта отлично справляются со своей задачей. Я использую акриловую пасту (по факту, обычная шпакля). Наношу её кусочком паралона. Он достаточно мягкий, чтобы продавливать шпаклёвку в швы между линиями. Одного-двух слоёв достаточно, если работать аккуратно.

После высыхания — лёгкая шлифовка жёсткой стороной кухонной губки. В моём случае, шкурка слишком агрессивная и неудобная для закгруглённых деталей. Шпаклёвка легко рассыпается из-за своей текстуры, а грунт отлично впитывается и укрепляет. Так-же дополнительно выравнивает текстуру.

Покрываем шпаклёвкой и грунтом

Шаг 3 — Финальное выравнивание

После высыхания грунта можно пройтись шкуркой (600-1500) по местам, которые кажутся вам неровными. Не переусердствуйте.

Альтернативные методы — почему я их не использую

Существуют и другие способы: эпоксидные обмазки (XTC-3D), ацетоновая ванна, UV-смолы. Но у них есть минусы: токсичность, сложность нанесения, а главное — они могут "съесть" мелкие детали модели. Для фигурки с лицом, одеждой, татуировками — это недопустимо.

Как теперь это красить?

После шпаклёвки важно помнить: краска ложится иначе, чем на голый пластик. Поверхность более пористая, иногда впитывает. Потому:

  • Первый слой краски - белый (в цвет грунта и шпаклёвки). Необходимо, чтобы белый цвет был равномерным. Нельзя, чтобы цвет пластика сильно проглядывался.
  • Наносим базовый слой краски, как обычно. Советую наносить аэрографом для наилучшего результата
  • Повторяем до необходимого результата.
Сравнение двух способов выравнивания слоёв

Слева - этот способ, Справа - только грунт

Вывод

На все три шага я потратил ~5 часов для ВСЕЙ фигурки (результат ниже). Не нужно зачищать всё, не нужно окунать в кислоту. Достаточно локальной шлифовки, простой шпаклёвки и немного терпения. Взамен вы получаете поверхность, на которую краска ложится как по маслу.

Тем-же способом можно закрыть любой шёв на стыках деталей, даже в случае, когда вы пытаетесь закрыть стык на уже покрашенной фигурке.

Финальный результат на фигурке Акали с драконом

Полное видео можно посмотреть Здесь